Каноничная карта маршрутов двух экспедиций
Однако Амундсен и его группа пришли на полюс раньше,
потусили там трое суток и благополучно вернулись на базу. Скотт и
четверо его компаньонов оказались у полюса на 34 дня позже
норвежцев. И все погибли на обратном пути. У троих ещё были шансы
выжить, но они замёрзли в палатке без еды и горючего, пока
пережидали буран в течении 9 дней. До спасительного склада с
продовольствием и керосином им оставалось пройти всего 18
километров.
Экспедиция Скотта была плохо спланирована и организована.
Ответственность за это должен нести командир. Но всё искупила
героическая гибель. Через 8 месяцев спасательная экспедиция с
побережья нашла палатку с трупами. Нашли письма и дневник Скотта,
фотоматериалы и даже геологические образцы, которые экспедиция не
бросила до последнего.
В глазах мирового сообщества Скотт остался героем, достойнейшим
представителем британской нации. А Амундсен малоприятным типом,
который чуть ли не украл у Скотта победу.
Вот вам типичное сообщение британской газеты:
Скотт пришёл к полюсу вторым. Амундсен предпоследним!
Если бы по горячим следам было проведено расследование и сделаны
выводы может это помогло бы британцам лучше планировать крупные
операции, типа высадки в Галлиполи? Да ну, бред какой-то.
Давайте пройдёмся по некоторым аспектам экспедиции и оценим разный
подход Скотта и Амундсена к планированию и управлению людьми.
1. Люди.
Кого вы возьмёте, чтобы идти 1300 км через ледяную пустыню и
горы?
(а потом ещё столько же обратно).
Ну наверно подготовленных лыжников или опытных полярников?
В береговой партии Скотта было 65 человек: флотские офицеры,
учёные, простые матросы. Группа для финального рывка к полюсу
должна была состоять из четверых человек, включая самого
Скотта:
Эдвард Уилсон зоолог, врач и художник
Лоуренс Отс кавалерист, внёс в фонд экспедиции 1000 фунтов за право
пойти к полюсу
Эдгар Эванс моряк.
Но уже в пути Скотт взял в группу пятого человека, хотя еда
рассчитывалась на четверых. Пятым стал Генри Бауэрс морской офицер.
Лыж было четыре пары Лоуренс Отс отдал свои лыжи Бауэрсу, а сам
пошёл пешком.
У Амундсена в береговой партии было всего 9 человек. В группе для
покорения полюса тоже было пятеро все опытные лыжники и полярники.
Имён приводить не буду, зачем их запоминать если они не погибли
героями?
2. Транспорт
Как тащить припасы?
Скотт был опытный полярник, в 1901-1903 он уже руководил
экспедицией в Антарктике. Всему учился на опыте, но не факт, что
сделал верные выводы. Скептически относился к: собакам и лыжам.
Допускал использование лошадей (маньчжурской породы).
Но основную ставку делал на пешую тягу.
План был такой: от побережья заброс снаряжения делают мотосани (3
штуки). Дальше караван из лошадей и собак. А на финальном рывке
(700 км до полюса) груз тянут люди.
Мотосани не помогли. Первые утонули при разгрузке с корабля. Двое
других послужили недолго и скоро вышли из строя.
Выявилась проблема и с лошадьми они плохо переносят холод, для
ночёвки им нужно сооружать стену-укрытие. Плюс должны тащить себе
фураж. Плюс не всякий снег им подходит по дороге выяснилось, что
они глубоко проваливаются копытами.
Собаки у Скотта тоже были, одним из погонщиков служил русский
крестьянин Дмитрий Гирев. Но собачьи упряжки использовались для
вспомогательных целей забросить продовольствие на промежуточный
склад. На полюс Скотт собак не взял.
Амундсен сделал ставку на собак и лыжи.
На корабле с ним приплыли 52 гренландские лайки.
Собаки хорошо бегут в упряжках по любому снегу. Ночью они
зарываются в снег и не мёрзнут. Питаются сушёной рыбой.
А главный лайфхак с собаками в середине пути кого-то из них можно
пристрелить, а их мясом накормить остальных.
График убийств был рассчитан, это позволило взять больше еды для
людей.
Несмотря на запланированные убийства, 11 собак благополучно
вернулись на побережье и уплыли на большую землю.
Норвежцы на привале на пути к полюсу |
Скотт считал, что человеческая тяга надёжнее всего |
На обратном пути люди Скотта находили на складах бидоны с
керосином наполовину пустыми подвела оловянная пайка, которая
трескалась на морозе. В результате керосин улетучивался.
У Амундсена с этим ситуация оказалась получше.
Исследователи в 1929 году нашли канистру норвежцев керосин там ещё
присутствовал.
6. Планирование впритык.
Амундсен при расчёте маршрута оставлял каждый четвёртый день на
отдых. Чтобы группа могла просто остаться в палатках и целый день
восстанавливаться.
Это пригодилось им при восхождении на ледник Акселя, когда попали в
жуткую пургу и продвижение замедлилось. График в итоге не был
нарушен, еды хватало.
Скотт не допускал в расчётах случайностей и задержек, не оставил
никакого запаса по времени.
Он постоянно говорил: Мы не можем позволить себе задержку. Готовя
четырёхмесячное путешествие, он не заложил в свои планы возможность
плохой погоды даже в течение четырёх дней. В худшем случае, как
отметил Бауэрс в своём дневнике, задержка будет означать всего лишь
небольшую нехватку провизии на обратном пути, но это мелочи.
Мелочи! Это при их дефиците калорий!
Итого: при одинаковых начальных условиях одна группа выполнила свою
задачу и вернулась домой, вторая героически погибла. Подробности
гибели британской экспедиции трогают душу.
Разочарованные британцы на полюсе. Слева направо: Скотт, Бауэрс, Уилсон, Эванс. Фотографирует Лоуренс Отс.
Эдгар Эванс получил травму головы от падения и через сутки
умер.
Лоуренс Отс, когда понял, что не может больше идти и не хочет
задерживать остальных, сказал: Я немного пройдусь и вернусь не
скоро. Вышел из палатки без обуви и не вернулся.
Трое оставшихся шли столько, сколько позволяла погода. Зима
наступила раньше обычного и оказалась гораздо суровее, чем можно
было предполагать. Бауэрс и Уилсон умерли первыми, Скотт накрыл их
одеялами, собрал дневники и письма, и умер сам.
Последней его записью было ради Бога, позаботьтесь о наших
близких.
Дневники и письма были опубликованы, в Британии объявили сбор
пожертвований.
Денег хватило на оплату долгов экспедиции и на пенсию близким
погибших.
Скотт стал национальным героем.
Автор Питера Пена писал: Нет такого британца, который бы не
почувствовал в эти дни прилив гордости, узнав из послания,
написанного в палатке, на что способно его племя
Поминальную службу провели в соборе Святого Павла, на церемонии
присутствовали все высшие чины Великобритании во главе с
королём.
А Амундсена в Британии приняли со скандалом: президент Королевского
Географического Общества Джордж Кёрзон произнёс двусмысленную речь.
Амундсен описывал этот эпизод так:
...Тщательно взвешивая слова, лорд Керзон обосновал приглашение
меня в качестве докладчика, причём особо отметил то обстоятельство,
что я приписываю часть нашего успеха собакам, после чего завершил
свою речь словами: Посему предлагаю всем присутствующим грянуть
троекратное ура в честь собак, да ещё подчеркнул саркастический и
унизительный смысл своего высказывания успокоительным жестом в мою
сторону...
Переосмысливать героический образ Роберта Скотта стали только во
второй половине 20 века.
Британский журналист Роланд Хантфорд выпустил книгу Скотт и
Амундсен собственно её я сегодня пересказываю. Где в подробностях
прошёлся по деталям экспедиций и показал разницу в подходах.
Скотт конечно герой, но при этом самоуверенный зазнайка, не умеющий
признавать ошибок и извлекать уроки из собственного опыта.
Вы бы пошли с таким в экспедицию? А в бой?
А в мирное время, стали бы заниматься совместным проектом?
Не стоит думать, что героическое раздолбайство это только
британская черта. Буквально в следующем 1912 году пропало три
русских арктических экспедиции и там не всё в порядке было с
организацией. Время перечитать Двух капитанов кто всё-таки виноват
в гибели экспедиции капитана Татаринова?
Берегите себя и выбирайте правильных руководителей.
Материалы по теме:
1. Собственно книга Хантфорда. У нас вышла под названием Покорение
южного полюса. Гонка лидеров. Годится как учебник для менеджеров
проектов.
2. Мини-сериал 1985 года по книге. Последнеее место на Земле. В
сериале засветились начинающие актёры Хью Грант и Билл Найи.
3. Инфографика двух экспедиций от Бюро Горбунова.Ребята
заморочились.
4. Статья на сайте birdinflight.
5. Статья на вархеде
Напоследок, цитата Амундсдена:
В таком походе победу обеспечивают не одни только деньги, хотя,
видит бог, их тоже очень хорошо иметь побольше, да, пожалуй, смею
сказать, в наибольшей степени здесь играет роль метод, при помощи
которого проводится снаряжение к походу, метод, при котором
предусматривается каждая трудность и подыскиваются средства
бороться с нею или избегать ее. Победа ожидает того, у кого все в
порядке, и это называют удачей. Поражение безусловно постигает
того, кто упустил принять вовремя необходимые меры
предосторожности, и это называют неудачей
____________________________
Автор: Юрий Деточкин