Ну чё, котаны, техногенка?
Хотя в последнее время в рубрике явное засилье ж/д тематики, я
всё-таки расскажу про ещё один случай. Кому что говорит дата 3 июня
1998 года? А топоним Эшеде? Уже теплее? В общем, сегодня рассмотрим
катастрофу поезда ICE 884 Wilhelm Conrad Rntgen.
Intercity-Express семейство немецких скоростных электропоездов,
наподобие японского Синкансэн, французского TGV или южнокорейской
KTX. Это первые германские поезда такого типа, их эксплуатация
началась в 1991 году. Катастрофа стала крупнейшей в истории
скоростных электропоездов и одной из крупнейших ж/д катастроф
Германии в принципе. Как и почему это произошло?
Итак, утром 3 июня поезд ICE 884, носящий гордое имя
первооткрывателя Х-лучей, и принадлежавший компании Deutsche Bahn,
состоявший из двух головных моторных (BR 401) и дюжины
промежуточных прицепных (BR 801804) вагонов, с 287 пассажирами на
борту отправился из Мюнхена в Гамбург. Без пяти одиннадцать,
примерно в шести километрах от коммуны Эшеде, на скорости порядка
200 км/час у первого прицепного вагона лопнул бандаж на правом
колесе (см.рис1). Причина усталостная трещина. Выпрямившийся под
действием центробежных сил обломок пробил пол вагона и застрял
между сидений. Если кого-то из вас мучал знаменитый вопрос Что
произойдёт, если в поездной унитаз на ходу бросить лом? то вы как
раз по адресу. Произошло вот что.
Подобно пресловутому лому, зловредная железяка принялась для начала
расковыривать шпалы. Сорванный в этот момент стоп-кран мог бы
спасти множество жизней, но пресловутый немецкий ордунг требовал от
кондуктора лично убедиться в наличии проблем. Так что пока он топал
из третьего вагона в первый, последняя возможность отделаться
лёгким испугом была упущена. Поезд достиг съезда с двумя стрелками,
и всё заверте
|
Radring - это и есть треснувшая деталь
|
На первой, пошёрстной, стрелке, обломок бандажа, подобно
монтировке, подцепил и вырвал контррельс, на который, как на
вертел, насадился второй вагон. Контррельсом его пробило навылет от
пола до потолка и частично снесло с рельс. Сцепка, тем не менее,
уцелела, а главное уцелела тормозная магистраль. Казалось бы, вин
но нет; всё строго наоборот разрыв магистрали приводит к
срабатыванию тормозной системы, которого не произошло. Торчащими за
пределы габарита колёсами второго вагона зацепило и перевело
вторую, противошёрстную, стрелку (см. рис2). В итоге, третий вагон,
задними колёсами вынесло уже на боковой путь, развернуло
диагонально, и он врезался в опору проходившего над путями моста.
От удара сцепка, наконец, разорвалась, но было уже поздно: если
четвёртый вагон ещё проскочил под рушащимся мостом, то пятый уже
зацепило, а шестой попросту расплющило. В раздавленный шестой
впилились остальные семь, образовав кучу-малу из перекорёженного
металла, бетона и мяса.
Головной и первые три пассажирских проехали по инерции ещё пару
километров и остановились. Четвёртый вагон, хоть и не попал под
мост, укатился под откос и врезался в деревья. Полураздавленный
пятый остался на рельсах в паре десятков метров за мостом.
Остальные напоминали забытую на солнцепёке коробку пластилина.
Поскольку крушение произошло практически в черте населённого пункта
помощь подоспела почти сразу. Первые пожарные расчёты прибыли
менее, чем через десять минут, чтобы охренеть от увиденного и
запросить подмогу. В итоге к месту аварии стянули службы со всей
округи, вертолёты, тяжелую строительную технику и даже танки,
которыми растаскивали обломки (есть ли на свете такая проблема,
которую немцы пытались бы решить без помощи танков?). Спасы и
разбор завалов продолжались около двух суток, мешанина была реально
жуткая.
В катастрофе погибло 99 пассажиров и два работника путей, сметенных
терпящим аварию составом. 88 человек получили ранения. Больше всего
повезло пассажирам первых трёх вагонов там не погиб никто.
Начавшееся следствие установило возможную причастность к аварии
двух сотрудников технического персонала Deutsche Bahn и инженера
фирмы Vereinigte Schmiedewerke, изготавливающей шины для поездов. 8
мая 2003 им присудили по 10 000 евро штрафа. После катастрофы
Deutsche Bahn провела техническое переоснащение всего парка ICE,
ужесточила правила и частоту техосмотра, ввела ультразвуковой
контроль шин поездов.
______________________________
Автор: Даниил Ли