Со времени первых дронов...
Сегодня, когда весь передовой мир размышляет о повсеместной
интеграции БАС, большинству людей представляется, что беспилотники
изобретение совсем недавнее. На самом деле первые БПЛА появились
еще в середине XIX века. И, конечно же, как это часто случалось в
истории человечества, технологии пришли из военной сферы.
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) воздушное средство без
экипажа на борту, управляемое дистанционно. Беспилотник часто также
называют дроном, в переводе с английского трутень. Это название
вошло в обиход у военных США еще в 30-х годах XX века, и было
связано с жужжащим звуком пролетающих аэропланов. Позже слово дрон
прикрепилось именно к непилотируемым аппаратам.
Конец 40-х годов позапрошлого века. Некогда процветающая
Австрийская Империя переживает непростые времена. То и дело в
разных регионах государства вспыхивают народные волнения. Позже
этот период в австрийской истории назовут весной народов, которая
станет катализатором развала Австрийской Империи и в то же время
подготовит почву для образования более мощного образования
Австро-Венгерской Империи.
Это время стало эпохальным не только в истории австрийской
государственности, но и для развития мировой аэронавигации. Связано
это было с довольно драматичной историей. Среди восставших против
австрийцев регионов был и город-полис Венеция. Венецианцы объявили
независимость, в связи с чем австрийские правительственные войска
осадили Венецию. Однако штурм города представлялся маловероятным, и
тогда на исторической шахматной доске появился лейтенант Франц фон
Ухатиус.
Франц фон Ухатиус (1811 1881) австрийский генерал и изобретатель.
Прославился во время военной операции Австрийской Империи в Венеции
своими воспламеняющимися круглыми шарами, которые были сброшены на
улицы Венеции с аэростатов. Позже Франц фон Ухатиус сделал и другие
открытия. В частности, ему приписывают изобретение кинопроектора на
принципах проецируемой анимации.
По предложению Франца фон Ухатиуса, австрийская армия начала
бомбить Венецию с аэростатов, которые были запущены по ветру в
сторону цели военной операции. В определенный момент к летательному
аппарату в небе специальное устройство цепляло подвешенный
взрывчатый заряд. Атака на Венецию состоялась в июне 1849 года.
Первый опыт был неудачным, так как сменилось направление ветра.
Воспоминания очевидца, опубликованные в журнале Time: Кажется, что
воздушные шары поднялись на высоту около 4 500 футов. Затем они
взорвались в воздухе или упали в воду, или, взорванные внезапным
юго-восточным ветром, пролетели над городом и упали на осаждающих.
Венецианцы, покидая свои дома, толпились на улицах и площадях,
чтобы насладиться странным зрелищем Когда облако дыма появилось в
воздухе, чтобы сделать взрыв, все хлопали и кричали. Аплодисменты
усилились, когда воздушные шары благодаря ветру оказались над
австрийскими войсками и взорвались, и в тогда венецианцы закричали
Браво!, Приятного аппетита!
Попытку повторили 22 августа, и цель, наконец-то, была достигнута
шрапнельные заряды накрыли Венецию. В операции было задействовано
около 200 аэростатов. Нанесенный Венеции урон был минимален, да и
Австрийскую Империю эта операция от развала не спасла. Но это был
исторический момент. Воздушная бомбардировка Венеции первое в
истории задокументированное применение беспилотных летательных
аппаратов (аэростатов) для удара по противнику.
Открытие электричества сыграло огромную роль в развитии
беспилотных систем, в том числе летательных. В 1899 году на
выставке в Мэдисон-Сквер-Гарден Никола Тесла продемонстрировал
небольшую радиоуправляемую лодку.
Радиоуправляемое судно Теслы не то изобретение, которое прославило
ученого, но, безусловно, оно внесло существенный вклад в развитие
беспилотных систем. И если общественность, которой была
представлена лодка, сразу же заговорила о ее военном применении,
сам Тесла настаивал на том, чтобы использовать разработку для
гражданских нужд на принципах дистанционного управления.
Первая мировая война в 1914 году. По масштабам и числу жертв
человечество еще такой бойни не видело. Но вновь именно война
становится катализатором научно-технического прогресса. Воюющие
стороны в поисках новейших видов вооружений. В авангарде Германия,
военное министерство которой в 1914 году поручает Комиссии по
транспортным технологиям разработать систему дистанционного
управления для кораблей и самолетов. Возглавляет проект Макс Вин,
профессор Йенского университета.
Поставщиком оборудования стала компания Siemens & Halske. Еще
одним видным участником проекта был немецкий военный Фердинанд
Цеппелин. После длительных испытаний с 1915 по 1918 гг. было
произведено более ста дистанционно управляемых по проводам планеров
и дирижаблей. Летательные аппараты могли нести бомбовую или
торпедную нагрузку до 1 000 кг и позже легли в основу
радиоуправляемых бомбардировщиков немецкого производства проекта
Летучая мышь.
Успешные опыты в Германии вынудили и другие страны приступить к
испытаниям в этой сфере. В 1916 году ВМФ Соединенных Штатов заказал
изобретателю Элмеру Сперри разработку Автоматического аэроплана
Хьюти Сперри, которую прозвали летающей бомбой, способной нести до
450 кг взрывчатки. В то же время армия США занялась другим проектом
управляемым часовым механизмом летательным аппаратом Авиаторпедой
Кеттеринга. Отличительной особенностью самолета была уникальная
способность камикадзе в определенный момент он сбрасывал крылья и
обрушивался на вражеские позиции.
Технические параметры Авиаторпеды Кеттеринга
Длина 3,8 м
Вес 240 кг
Скорость 185 км/ч
Дальность полета 100 км
Максимальная высота полета более 3,5 тыс м
Стоимость 200 000 долларов
Жук Кеттеринга перед разработкой Сперри имел существенные
преимущества. Он был простым и компактным. Корпус ЛА был сделан из
дерева, в верхней части конструкции была закреплена бипланная
коробка крыла. Аппарат был оснащен четырехцилиндровым сорокасильным
двигателем. ЛА управлялась по инерции, автоматически. Автопилот в
машине функционировал на электричестве. Параметр высоты полета
устанавливался предварительно при помощи барометрического
альтиметра.
Следует отметить, что на практике БПЛА в период Первой мировой
войны не применяли. Все проекты по большому счету остались на этапе
испытаний.
В 2030 годы в авангарде развития беспилотных технологий оказались
Великобритания и США. В этот период стало очевидным, что боевая
авиация стала серьезным конкурентом морского флота, что
способствовало мощному развитию первой.
В 1933 году британская de Havilland Aircraft Company разработала
первый БПЛА-мишень многократного использования Queen Bee (или
Тайгер Мот). Дебютные образцы дистанционно управлялись с судна по
радио. В ходе испытания два летательных аппарата потерпели
крушения, а третий смог совершить успешный полет.
Технические характеристики Тайгер Мот (Tiger Moth)
Максимальная скорость 175 км/ч
Высота полета 300 м
Дальность 486 км
Практический протокол 4 145 м
Скороподъемность 205 м/мин
Рождение проекта Тайгер Мот связано с именем легендарного пилота
Эми Джонсон. Британка прославилась как первая женщина, которая одна
перелетела из Англии в Австралию, а также совершила перелет из
Лондона в Москву. Эми Джонсон была в числе первых пилотов, кто
опробовал возможности и пилотной модели Queen Bee.
В 1936 году в обиход впервые входит слово дрон. Его автором можно
считать капитана третьего ранга Делмара Фарни, который возглавлял
на тот момент проект радиоуправляемой авиации ВМФ США. Это слово он
упомянул в одном из своих отчетов. В 1939 году Фарни инициировал
подписание контракта военного ведомства США с компаний Radioplane
на разработку более 3,8 тысяч БПЛА Radioplane OQ-2,
использовавшихся в качестве мишеней на учениях.
Взлет БПЛА осуществлялся стартовой катапультой, посадка с помощью
парашюта. Длина Л А составляла 2,65 м, скорость 137 км/ч,
максимальное время полета 60 минут. Двигался беспилотник со
скоростью 85 км/ч.
Некоторые разработки в сфере беспилотных систем появились и в
молодом советском государстве. В 30-е годы в СССР в ленинградском
Научно-исследовательском минно-торпедном институте приступили к
разработке планера специального назначения ПСН-1 и ПСН-2. ЛА
запускался с помощью самолета-носителя, в роли которого выступал
тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Планер был способен нести одну
торпеду.
Во время Второй мировой войны немецкие ученые вели множество
разработок новых типов оружия, в том числе, с применением БПЛА. Не
отставали и Соединенные Штаты. Параллельно с предыдущими
разработками здесь запустили и несколько других проектов. Среди них
особняком стоит самолет-носитель Interstate TDR-1, который был
способен нести бомбу весом две тысячи фунтов.
Дебютная операция летательного аппарата была связана с атакой на
японский грузовой корабль Yamazuki Maru.
Yamazuki Maru японский грузовой корабль, построенный в начале 30-х
годов прошлого века. Судно использовалось в коммерческих целях, а в
период Второй мировой войны осуществляло перевозку зенитной
артиллерии. Корабль был уничтожен во время атаки американской
авиации.
Воздушная операция состоялась 30 июля 1944 года. В ней участвовали
сразу три TDR-1. В это время японское судно стояло на мели у мыса
Эсперанс. Обнаружив его, летательные аппараты пикировали корабль.
Yamazuki Маru точно поразили два самолета. Один из них не смог
сдетонировать, а вот второй взорвался успешно, полностью разрушив
корпус корабля. Interstate TDR-1 показал себя с самой лучшей
стороны, в годы войны было произведено 193 таких ЛА.
В этот период США вновь подтвердили свой статус лидера в сфере
беспилотных систем. В этой стране во время войны также на основе ЛА
В-17 были разработаны новые беспилотники, начиненные взрывчаткой.
Их успешно использовали в рамках операции Афродита. Кроме того, в
Соединенных Штатах было создано большое количество управляемых
авиабомб.
Однако проект быстро свернули из-за низкой эффективности. Целое
десятилетие в США беспилотники в основном использовались во время
учений, так как считалось, что в военных действиях более эффективны
пилотируемые летательные аппараты.
В 1960 году над территорией Советского Союза был сбит
разведывательный самолет U-2. Пилот Л А попал в плен.
Разразившийся после него политический Карибский кризис заставил
власти США на беспилотные системы обратить самое пристальное
внимание. В скором времени в этой стране появилась целая линейка
БПЛА разведывательного назначения Ryan Model 147A Fire Fly и Ryan
Model 147B LIghtning Bug.
Гонка вооружений в беспилотной сфере была подхвачена и СССР. На
базе летающей мишени Лф-17 КБ Лавочкина был создан разведывательный
беспилотник Ла-17Р. Но эта разработка не получила особого
развития.
В сентябре 1957 года КБ Туполев получил государственный заказ на
разработку сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия.
Дебютный полет Ту-121 был осуществлен уже 1960 году, но программа
вскоре была свернута. На базе же созданной конструкции появились
беспилотные самолеты-разведчики и мишени Ту-123 Ястреб, Ту-141
Стриж и Ту-143 Рейс. В отличие от американских аналогов, советские
системы запускались с мобильных наземных комплексов.
Георгий Гофбауэр (19181994) советский авиаконструктор. С 1943 года
работал в ОКБ Туполев. В специальном отделе К был главным
конструктором по беспилотным летательным аппаратам. При его
руководстве было организовано серийное производство Ту-143 Рейс и
Ту-141 Стриж.
Переход от горячей войны к холодной ознаменовал и новый этап в
развитии беспилотных летательных аппаратов. Впервые после двух
крупных войн БПЛА в военных целях использовали США. Во время
гражданского противостояния на Корейском полуострове американцы при
помощи цепи из шести беспилотников F6F-5K осуществили бомбардировку
стратегических объектов в Северной Корее.
В 6070 гг. на рынке БПЛА появляется еще один очень серьезный игрок
Израиль. Эта страна в течение 10 лет была вовлечена сразу в
несколько ближневосточных конфликтов, в которых она активно
использовала беспилотные средства. Израиль использовал дроны для
разведки, наблюдения и в качестве ложных целей для противников.
Наиболее успешными в этих операциях были IAI Scout и малоразмерные
ДПЛА Mastiff.
Успехи Израиля в разработке беспилотных систем заинтересовали
Пентагон. Военное ведомство США заключило с этой страной несколько
контрактов, что послужило основой многолетнего сотрудничества двух
стран в этой сфере.