Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Пост 4672170

Об истории появления современных ПДД

Всех категорически приветствую! Многие в этих ваших интернетах ругаются, мол, продавцы полосатых палочек совсем обнаглели, без взятки не отвяжешься от них, кругом обман. Что ж, этих вопросов мы сегодня касаться не будем, а поведем речь о том, как мы до такого докатились об истории появления современных правил дорожного движения. Ну, что, пошла жара?

Проблема безопасности дорожного движения в российских городах вставала перед правительством аж с XVII века люди на регулярной основе гибли под колесами извозчиков. Это негативно сказывалось на общественном порядке и власти всеми возможными силами пытались решить проблему. Но без труда не выловишь и рыбку из пруда методом проб, ошибок и штрафов в России начали зарождаться правила дорожного движения.

Прообразом правил дорожного движения послужили правила пользования ямскими дорогами (по ним перемещались почтовые гонцы, отдыхая и меняя лошадей на станциях ямах), утвержденные при Иване III. В судебнике Ивана IV 1550 года было закреплено обязательное клеймление лошадей, запись в специальную книгу и пошлина при покупке или обмене коня. Клеймление и запись в книгу можно расценивать, как первую попытку обязать владельцев регистрировать свои четвероногие авто.
В 1589 году, при Федоре Иоанновиче, была установлена официальная ширина проезжей части полторы сажени (или около 3,2 м).

Российская Империя,ПДД,карета,лошади,История,дорожная разметка,движение,длиннопост,Cat_Cat,vk,интернет,Реактор познавательный

Российские города активно развивались, развивалась промышленность. Это привел к резкому увеличению гужевого транспорта на дорогах карет и телег в теплое время и саней в зимнее. Пешеходы регулярно страдали не только от быстрой езды всадников и повозок, но и от того, что возницы и наездники разгоняли их с проезжей части кнутами. Наводить порядок на дорогах взялся царь Алексей Михайлович и первым делом запретил в 1670 году въезжать в Кремль чинам ниже стольника на лошадях (это, видимо, самое важное было).

В правление Алексея Михайловича появились первые штрафы:

17. А будет кто с похвалы, или с пьянства, или умыслом наскачет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и тем ея обесчестит, или ея тем боем изувечит, и беременная будет жена от того его бою дитя родит мертво, а сама будет жива, а с суда сыщется про то допряма, и тому, кто так учинит, за такое его дело учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом нещадно, да на нем же доправити той жене бесчестие и увечье вдвое, да его же вкинути в тюрму на три месеца. А будет от того его бою та жена и сама умрет, и его за такое его дело самого казнити смертию.
18. А будет такое убийство учинится от кого без умышления, потому что лошадь от чего испужався, и узду изорвав рознесет, и удержати ея будет не мощно, и того в убийство на ставити, и наказания за такое дело никому не чинити, для того, что такое дело учинится бес хитрости. (из Соборного уложения 1649 года, глава XXII).

Софья Алексеевна запретила в Москве кататься на санях на вожжах, повелев ездить с возницею. Проще говоря, условный чиновник уже больше не имел права сам покомандовать своими лошадьми и вынужден был нанимать (или взрастить в своем крепостном коллективе) возницу-кучера.

Петр I установил в стране правостороннее движение. По всей империи устанавливались деревянные крашенные и подписанные цифрами верстовые столбы по ним легко было отсчитывать расстояние. Посыльным на курьерских лошадях установили ограничение скорости не более 15 верст в час (примерно 16 км/ч). В 1718 году учреждена Главная полиция для слежения за порядком на дорогах во главе с генерал-полицмейстером Антоном Девиером.

Российская Империя,ПДД,карета,лошади,История,дорожная разметка,движение,длиннопост,Cat_Cat,vk,интернет,Реактор познавательный


Генерал-полицмейстер Антон Мануилович Девиер

Анна Иоанновна в 1730 году установила систему штрафов. Так, за первое нарушение правил били кошками четырехвостными петлями с узелками на концах, за второе кнутом, а за третье ссылали на каторгу. Но строгость законов у нас в стране нивелируется необязательностью их исполнения каторги не начали резко переполняться нарушителями и это явно не из-за уменьшения количества нарушителей.

Через два года, в 1732, тех, кто санями и лошадьми давил людей, начали приговаривать к смертной казни. Что интересно, только после этого в России появляется прообраз современной ДПС денные караулы, которые следили на больших улицах и прочих пристойных местах за порядком движения.

Елизавета Петровна в 1742 году приказала конфисковывать лошадей за быструю езду. Через два года она указом запретила ездокам, какого бы кто звания ни был, скверно браниться. Наказания были вполне традиционными для того времени: простолюдинам порка, помещикам штраф, лошадей на императорскую конюшню (кстати, прообраз штрафстоянки неожиданно получается). В 1756 году была ограничена езда тройкой по Петербургу.

Также при Елизавете появляются первые платные дороги. Так, на Першпективной дороге (часто пути от Москвы до Петербурга), кареты и коляски, запряженные шестью лошадьми, платили 24 копейки, а за проход скота по дороге нужно было заплатить 2 копейки.

При Екатерине II определенные виды транспорта были закреплены за служащими разных чинов. Цугом (6-10 запряженных лошадей) с форейторами, предупреждавшими пешеходов, предписывалось ездить чиновникам первого и второго класса, а также генералам. Остальным же пользоваться живыми аналогами мигалок воспрещалось. Если переводить на наш язык, то условному Сергею Бордюровичу Собянину можно было ездить с мигалкой, а вот его непосредственным подчиненным уже нет. Также была запрещена ночная езда с зажжёнными факелами как частая причина пожаров. Дворянам без чина, для сравнения, полагалось выезжать только с одной лошадью.

Российская Империя,ПДД,карета,лошади,История,дорожная разметка,движение,длиннопост,Cat_Cat,vk,интернет,Реактор познавательный

Форейтор (на примере британской кареты)
Российская Империя,ПДД,карета,лошади,История,дорожная разметка,движение,длиннопост,Cat_Cat,vk,интернет,Реактор познавательный

Цуг с форейторами

При Екатерине также появляется прообраз номерных знаков. Извозчикам выдают номера - кожаные таблички, которые нашивались на спину. Позже знак дублировался металлической табличкой, которую прибивали на повозки. Вообще, тема номерных знаков достояна отдельной статьи, поэтому подробно сейчас рассматривать ее не будем. С 1784 года вводятся права - Извозчичий билет, в котором прописывались обязанности водителя кобылы.

Например, не парковаться в местах для хождения пеших возле домов; подъезжая к перекрестку, ехать тише и осматриваться во все стороны; не обгонять экипажи дворцовых господ и иностранных министров; а проезжая через мост, на баб, женок и молодаек, полощущих рухляди и холсты в реках, не заглядываться, не заводить разговоры.

Несмотря на все меры, принятые ранее, правительство оказалось не в состоянии уменьшить число смертей и несчастных случаев на дорогах России. Историк Михаил Иванович Пыляев рассказывает, что после сообщения Павлу I об очередной гибели пешехода из-за наезда извозчика, император пришел в такой гнев, что чуть было не приказал выслать всех извозчиков из столицы.

Основным городским транспортом в XIX веке были извозчики. Для состоятельных же граждан собственный выезд являлся вопросом престижа явиться пешком даже к ближайшим соседям считалось ниже достоинства. Абсурдный случай приводит в своих воспоминаниях граф Сегюр: однажды ему пришлось нанести визит в соседний дом на карете в шесть лошадей с кучером и форейторами. Форейтор уже был под воротами дамы, а моя карета еще на нашем дворе, - писал он с иронией.

В течение XIX века правила дорожного движения дополнялись. В основном они касались частных извозчиков: лихачей, ванек, голубчиков, ломовиков, а также новых видов гужевого транспорта: дилижансов, фаэтонов, омнибусов, линеек, конки.

К концу XIX века, после отмены крепостного права и лавины ринувшихся в города крестьян, в стране официально зарегистрировали десятки тысяч повозок. В это время появляются Правила для извозчиков и Правила для содержателей общественных карет. Этими нормативными актами вводился и обязательный техосмотр экипажей. Старые, неисправные средства передвижения предписывалось ремонтировать, особо ветхие конфисковались. Помимо этого, правилами определялось, что экипажи должны снабжаться пассажирскими покрывалами на случай непогоды. В ночное время на козлах с обеих сторон от извозчика зажигались свечные или газовые фонари.

В 1883 году была издана Инструкция городовым Московской полиции, которая вручалась каждому городовому. Этот документ они обязанным были всегда носить при себе и руководствоваться им в своих действиях. Среди прочего, инструкция предписывала следить, в том числе, за соблюдением скоростного режима, обгонами, выполнением требований к транспортным средствам.

Российская Империя,ПДД,карета,лошади,История,дорожная разметка,движение,длиннопост,Cat_Cat,vk,интернет,Реактор познавательный

В августе 1895 года по улицам Петербурга проехала первая коляска без лошадей немецкий автомобиль Motorwagen, купленный архитектором А.К. Жиргалевым. Самодвижущиеся экипажи поначалу пугали и пешеходов, и лошадей, поэтому в 1896 году для них придумали свои ПДД.


В столице разрешено движение автомобилей, но с некоторыми ограничениями: так, автомобилям для собственного пользования доступны все улицы; для развозки груза с изъятиями; для общественного пользования предоставлены лишь немногие улицы; кроме того, вес экипажа не должен превышать 250 пудов, омнибусы должны быть не более как на 13 человек, считая кучера; собственные же не менее как на 6 лиц. На право езды выдаются книжки и жестянки; на передке экипажа должны быть четко обозначены фамилия и адрес владельца. Езда быстрее 12 верст в час не разрешается. К управлению автомобилем допускаются лишь по экзамену и притом лица не моложе 17 лет.(журнал Велосипед, 1898 год)

Однако все меры, направленные на упорядочение движения имели подчас весьма спорные результаты. Как отмечает В. Гиляровский в книге Москва и москвичи: В конце прошлого века о правилах уличного движения в столице и понятия не имели: ни правой, ни левой стороны не признавали, ехали кто как хотел, сцеплялись, кувыркались Круглые сутки стоял несмолкаемый шум.

В 1900-е годы появились первые автошколы, где можно было получить право езды на автомобиле: Московский клуб автомобилистов и Санкт-Петербургское общество велосипедной и автомобильной езды. Водителей экстра-класса с 1906 года выпускала Императорская школа шоферов.
В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейским, работавшим на дорогах с наиболее интенсивным движением, начали выдавать белые трости для подачи сигналов водителям. При поднятии жезла вверх все и автомобилисты, и велосипедисты и вагоновожатые в трамваях должны были немедленно остановиться и продолжить движение только после того, как он будет опущен. Спустя некоторое время трость получила известную нам сегодня полосатую окраску.

В 1909 году делегация Российской империи подписала в Париже положения Международной конвенции об автомобильном движении. И два года спустя в стране стали устанавливать первые дорожные знаки.
Универсальную и всеобщую систему ПДД в России внедрили уже в советское время. В январе 1930 года заработал первый светофор на углу Литейного и Невского проспектов в Ленинграде. В 1955 году в Москве расчертили первую экспериментальную зебру на Ленинском проспекте. А в 1968 году Советский Союз подписал Венскую конвенцию о дорожном движении, которая до сих пор является ориентиром для всего мира.

_________________________________

Автор: Александр Горячев.


Источник: joyreactor.cc
К списку статей
Опубликовано: 01.02.2021 10:43:09
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Длиннопост

Интернет

Cat_cat

Vk

История

Реактор познавательный

Лошади

Российская империя

Пдд

Движение

Дорожная разметка

Карета

Последние комментарии

© 2006-2024, ebanoeit.ru