Всех категорически приветствую! Многие в этих ваших интернетах
ругаются, мол, продавцы полосатых палочек совсем обнаглели, без
взятки не отвяжешься от них, кругом обман. Что ж, этих вопросов мы
сегодня касаться не будем, а поведем речь о том, как мы до такого
докатились об истории появления современных правил дорожного
движения. Ну, что, пошла жара?
Проблема безопасности дорожного движения в российских городах
вставала перед правительством аж с XVII века люди на регулярной
основе гибли под колесами извозчиков. Это негативно сказывалось на
общественном порядке и власти всеми возможными силами пытались
решить проблему. Но без труда не выловишь и рыбку из пруда методом
проб, ошибок и штрафов в России начали зарождаться правила
дорожного движения.
Прообразом правил дорожного движения послужили правила пользования
ямскими дорогами (по ним перемещались почтовые гонцы, отдыхая и
меняя лошадей на станциях ямах), утвержденные при Иване III. В
судебнике Ивана IV 1550 года было закреплено обязательное
клеймление лошадей, запись в специальную книгу и пошлина при
покупке или обмене коня. Клеймление и запись в книгу можно
расценивать, как первую попытку обязать владельцев регистрировать
свои четвероногие авто.
В 1589 году, при Федоре Иоанновиче, была установлена официальная
ширина проезжей части полторы сажени (или около 3,2 м).
Российские города активно развивались, развивалась
промышленность. Это привел к резкому увеличению гужевого транспорта
на дорогах карет и телег в теплое время и саней в зимнее. Пешеходы
регулярно страдали не только от быстрой езды всадников и повозок,
но и от того, что возницы и наездники разгоняли их с проезжей части
кнутами. Наводить порядок на дорогах взялся царь Алексей Михайлович
и первым делом запретил в 1670 году въезжать в Кремль чинам ниже
стольника на лошадях (это, видимо, самое важное было).
В правление Алексея Михайловича появились первые штрафы:
17. А будет кто с похвалы, или с пьянства, или умыслом
наскачет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и
тем ея обесчестит, или ея тем боем изувечит, и беременная будет
жена от того его бою дитя родит мертво, а сама будет жива, а с суда
сыщется про то допряма, и тому, кто так учинит, за такое его дело
учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом нещадно, да на
нем же доправити той жене бесчестие и увечье вдвое, да его же
вкинути в тюрму на три месеца. А будет от того его бою та жена и
сама умрет, и его за такое его дело самого казнити смертию.
18. А будет такое убийство учинится от кого без умышления, потому
что лошадь от чего испужався, и узду изорвав рознесет, и удержати
ея будет не мощно, и того в убийство на ставити, и наказания за
такое дело никому не чинити, для того, что такое дело учинится бес
хитрости. (из Соборного уложения 1649 года, глава XXII).
Софья Алексеевна запретила в Москве кататься на санях на вожжах,
повелев ездить с возницею. Проще говоря, условный чиновник уже
больше не имел права сам покомандовать своими лошадьми и вынужден
был нанимать (или взрастить в своем крепостном коллективе)
возницу-кучера.
Петр I установил в стране правостороннее движение. По всей империи
устанавливались деревянные крашенные и подписанные цифрами
верстовые столбы по ним легко было отсчитывать расстояние.
Посыльным на курьерских лошадях установили ограничение скорости не
более 15 верст в час (примерно 16 км/ч). В 1718 году учреждена
Главная полиция для слежения за порядком на дорогах во главе с
генерал-полицмейстером Антоном Девиером.
Анна Иоанновна в 1730 году установила систему штрафов.
Так, за первое нарушение правил били кошками четырехвостными
петлями с узелками на концах, за второе кнутом, а за третье ссылали
на каторгу. Но строгость законов у нас в стране нивелируется
необязательностью их исполнения каторги не начали резко
переполняться нарушителями и это явно не из-за уменьшения
количества нарушителей.
Через два года, в 1732, тех, кто санями и лошадьми давил людей,
начали приговаривать к смертной казни. Что интересно, только после
этого в России появляется прообраз современной ДПС денные караулы,
которые следили на больших улицах и прочих пристойных местах за
порядком движения.
Елизавета Петровна в 1742 году приказала конфисковывать лошадей за
быструю езду. Через два года она указом запретила ездокам, какого
бы кто звания ни был, скверно браниться. Наказания были вполне
традиционными для того времени: простолюдинам порка, помещикам
штраф, лошадей на императорскую конюшню (кстати, прообраз
штрафстоянки неожиданно получается). В 1756 году была ограничена
езда тройкой по Петербургу.
Также при Елизавете появляются первые платные дороги. Так, на
Першпективной дороге (часто пути от Москвы до Петербурга), кареты и
коляски, запряженные шестью лошадьми, платили 24 копейки, а за
проход скота по дороге нужно было заплатить 2 копейки.
При Екатерине II определенные виды транспорта были закреплены за
служащими разных чинов. Цугом (6-10 запряженных лошадей) с
форейторами, предупреждавшими пешеходов, предписывалось ездить
чиновникам первого и второго класса, а также генералам. Остальным
же пользоваться живыми аналогами мигалок воспрещалось. Если
переводить на наш язык, то условному Сергею Бордюровичу Собянину
можно было ездить с мигалкой, а вот его непосредственным
подчиненным уже нет. Также была запрещена ночная езда с зажжёнными
факелами как частая причина пожаров. Дворянам без чина, для
сравнения, полагалось выезжать только с одной лошадью.
Цуг с форейторами
При Екатерине также появляется прообраз номерных знаков.
Извозчикам выдают номера - кожаные таблички, которые нашивались на
спину. Позже знак дублировался металлической табличкой, которую
прибивали на повозки. Вообще, тема номерных знаков достояна
отдельной статьи, поэтому подробно сейчас рассматривать ее не
будем. С 1784 года вводятся права - Извозчичий билет, в котором
прописывались обязанности водителя кобылы.
Например, не парковаться в местах для хождения пеших возле домов;
подъезжая к перекрестку, ехать тише и осматриваться во все стороны;
не обгонять экипажи дворцовых господ и иностранных министров; а
проезжая через мост, на баб, женок и молодаек, полощущих рухляди и
холсты в реках, не заглядываться, не заводить разговоры.
Несмотря на все меры, принятые ранее, правительство оказалось не в
состоянии уменьшить число смертей и несчастных случаев на дорогах
России. Историк Михаил Иванович Пыляев рассказывает, что после
сообщения Павлу I об очередной гибели пешехода из-за наезда
извозчика, император пришел в такой гнев, что чуть было не приказал
выслать всех извозчиков из столицы.
Основным городским транспортом в XIX веке были извозчики. Для
состоятельных же граждан собственный выезд являлся вопросом
престижа явиться пешком даже к ближайшим соседям считалось ниже
достоинства. Абсурдный случай приводит в своих воспоминаниях граф
Сегюр: однажды ему пришлось нанести визит в соседний дом на карете
в шесть лошадей с кучером и форейторами. Форейтор уже был под
воротами дамы, а моя карета еще на нашем дворе, - писал он с
иронией.
В течение XIX века правила дорожного движения дополнялись. В
основном они касались частных извозчиков: лихачей, ванек,
голубчиков, ломовиков, а также новых видов гужевого транспорта:
дилижансов, фаэтонов, омнибусов, линеек, конки.
К концу XIX века, после отмены крепостного права и лавины
ринувшихся в города крестьян, в стране официально зарегистрировали
десятки тысяч повозок. В это время появляются Правила для
извозчиков и Правила для содержателей общественных карет. Этими
нормативными актами вводился и обязательный техосмотр экипажей.
Старые, неисправные средства передвижения предписывалось
ремонтировать, особо ветхие конфисковались. Помимо этого, правилами
определялось, что экипажи должны снабжаться пассажирскими
покрывалами на случай непогоды. В ночное время на козлах с обеих
сторон от извозчика зажигались свечные или газовые фонари.
В 1883 году была издана Инструкция городовым Московской полиции,
которая вручалась каждому городовому. Этот документ они обязанным
были всегда носить при себе и руководствоваться им в своих
действиях. Среди прочего, инструкция предписывала следить, в том
числе, за соблюдением скоростного режима, обгонами, выполнением
требований к транспортным средствам.
В столице разрешено движение автомобилей, но с некоторыми
ограничениями: так, автомобилям для собственного пользования
доступны все улицы; для развозки груза с изъятиями; для
общественного пользования предоставлены лишь немногие улицы; кроме
того, вес экипажа не должен превышать 250 пудов, омнибусы должны
быть не более как на 13 человек, считая кучера; собственные же не
менее как на 6 лиц. На право езды выдаются книжки и жестянки; на
передке экипажа должны быть четко обозначены фамилия и адрес
владельца. Езда быстрее 12 верст в час не разрешается. К управлению
автомобилем допускаются лишь по экзамену и притом лица не моложе 17
лет.(журнал Велосипед, 1898 год)
Однако все меры, направленные на упорядочение движения
имели подчас весьма спорные результаты. Как отмечает В. Гиляровский
в книге Москва и москвичи: В конце прошлого века о правилах
уличного движения в столице и понятия не имели: ни правой, ни левой
стороны не признавали, ехали кто как хотел, сцеплялись, кувыркались
Круглые сутки стоял несмолкаемый шум.
В 1900-е годы появились первые автошколы, где можно было получить
право езды на автомобиле: Московский клуб автомобилистов и
Санкт-Петербургское общество велосипедной и автомобильной езды.
Водителей экстра-класса с 1906 года выпускала Императорская школа
шоферов.
В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейским, работавшим на дорогах с
наиболее интенсивным движением, начали выдавать белые трости для
подачи сигналов водителям. При поднятии жезла вверх все и
автомобилисты, и велосипедисты и вагоновожатые в трамваях должны
были немедленно остановиться и продолжить движение только после
того, как он будет опущен. Спустя некоторое время трость получила
известную нам сегодня полосатую окраску.
В 1909 году делегация Российской империи подписала в Париже
положения Международной конвенции об автомобильном движении. И два
года спустя в стране стали устанавливать первые дорожные знаки.
Универсальную и всеобщую систему ПДД в России внедрили уже в
советское время. В январе 1930 года заработал первый светофор на
углу Литейного и Невского проспектов в Ленинграде. В 1955 году в
Москве расчертили первую экспериментальную зебру на Ленинском
проспекте. А в 1968 году Советский Союз подписал Венскую конвенцию
о дорожном движении, которая до сих пор является ориентиром для
всего мира.
_________________________________
Автор: Александр Горячев.