Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Пост 4852677

Поздняя осень 1942 года. Волны индийского океана режут форштевни двух крупных кораблей. Издалека их можно принять за обычные океанские лайнеры, но это впечатление обманчиво - на охоту вышли японские рейдеры. Хококу Мару и Айкоку Мару были построены как грузопассажирские пароходы, но с началом войны получили вооружение и встали в строй как вспомогательные крейсеры, благо скорость в 21 узел вполне позволяла послужить Микадо и в таком качестве.

Япония,страны,Вторая мировая война,World War II, The Second World War,Cat_Cat,интернет,Истории,Военно-морской флот

И 11 ноября обещало стать для них удачным днём - на горизонте была замечена пара судов, одно побольше, второе поменьше. Индийскому же шлюпу Бенгал и голландскому танкеру Ондина ничего хорошего эта встреча не сулила. Танкер шёл с балластом из Австралии в Иран, а шлюп Индийского Королевского флота выступал в качестве сопровождения. Никаких проблем у японских крейсеров возникнуть не должно было - каждый из японцев имел водоизмещение порядка 10 тысяч тонн, имел 8 140-мм орудий, две универсальные 80-мм пушки и четыре 25-мм зенитных автомата. В дополнение к этому крейсера несли по два спаренных торпедных аппарата и по два гидросамолёта для разведки, а дополнял всё это модный наряд в виде экспериментального камуфляжа. Который, впрочем, не особо помог - со шлюпа крейсера тоже прекрасно заметили. Вооружение маленького конвоя не шло ни в какое сравнение с рейдерами: Бенгал был небольшим дешёвым тральщиком, используемым в качестве эскортного шлюпа, и при водоизмещении в 650 тонн имел единственную пушку 76-мм, один 40-мм автомат Бофорс и пару 20-мм Эрликонов. У Ондины при водоизмещении 6300 тонн вообще была одна 102-мм пушка. Уйти от погони тоже было без шансов - даже Бенгал давал только 16 узлов, а Ондина вообще 12. Тем более отпускать противника японцы были не настроены: потопленный танкер - это всегда удача. Оставалось принимать бой.

Командовавший Бенгалом лейтенант-командер Уилсон приказал Ондине уходить, а сам повёл корабль навстречу крейсерам. Головной Хококу Мару без проблем накрыл шлюп бортовым залпом, но прямых попаданий не было. В принципе, жить Бенгалу оставалось бы недолго, но тут вмешался танкер. Капитан Хорсман рассудил, что с его черепашьей скоростью уйти не выйдет даже ценой гибели сопровождающего, и тоже решил принять бой. Судно у него было торговое, но вот расчёт орудия состоял из австралийских моряков, которые решили не посрамить Австралийский Королевский флот. В ответ на сбитую мачту они сначала засадили снаряд в надстройку Хококу Мару, а потом произвели и выстрел, по сути решивший исход боя. 102-мм снаряд с Ондины прилетел ровнёхонько в торпедный аппарат, вызвав детонацию его содержимого, а вдобавок уничтожив ангар гидросамолёта и воспламенив запасы авиационного бензина. Вот тут-то и сказалось то, что японец был не настоящим крейсером, а гражданским пароходом - боевой корабль вполне мог бы остаться на плаву и с развороченной кормой, а тут сыграл свою роль недостаток водонепроницаемых и огнеупорных перегородок. Хококу Мару одновременно пожирало огнём сверху и заливало водой снизу. Капитан Имазато приказал экипажу покинуть корабль и поступил весьма разумно - примерно через полчаса после эвакуации тонущий корабль был окончательно разрушен мощным взрывом.

Тем не менее, гибель Хококу Мару ещё не была спасением для конвоя - оставшегося корабля было более чем достаточно, чтобы разобраться с обоими противниками. Но то ли покрытие благословения богини Аматерасу в Индийском океане плохое, то ли у экипажа Айкоку Мару резко уверенности поубавилось - дальнейшие действия у него тоже не особо задались. Сначала он вёл бой с Бенгалом, но добился только одного попадания в носовую часть. Правда, и от ответного огня практически не пострадал. Когда у шлюпа закончились 76-мм снаряды, Уилсон приказал уходить - помочь Ондине только с мелкими зенитками он уже ничем не мог. Попытавшись выставить дымовую завесу, Бенгал дал полный ход, но тут везение ему начало изменять - сначала дымы не сработали, а потом японец напоследок выдал ему мотивирующего пенделя 140-мм снарядом по корме. Видимо, это возымело эффект, и шлюп смог выставить-таки дымы и удалиться под их прикрытием. Преследовать его японцы не стали, здраво рассудив, что танкер всяко ценнее этой дешманской лоханки. Бенгал благополучно дошёл до острова Диего-Гарсия, где поведал о подробностях боя, потоплении японского рейдера и героической гибели Ондины. Правда, удачный выстрел индийцы приписали себе, но тут уж на войне как на войне. Что занятно - у порядком побитого шлюпа в составе экипажа не было даже легко раненых.

Япония,страны,Вторая мировая война,World War II, The Second World War,Cat_Cat,интернет,Истории,Военно-морской флот

Но, как оказалось позднее, хоронить Ондину было рано. Все оставшиеся снаряды её артиллеристы выпустили по Айкоку Мару, но без какого-то эффекта - японцы заметно осторожничали и сами стреляли с большой дистанции. В принципе, их можно понять. Оставшись без оружия, капитан Хорсман приказал остановить судно и покинуть его на шлюпках и плотах. Почти сразу после этого на мостик танкера прилетел снаряд, и голландец был убит. Даже после этого у Айкоку Мару не прибавилось решимости - в Ондину всадили две торпеды, несколько раз стеганули со злости из пулемётов по шлюпкам и отправились вытаскивать из воды неудачников с Хококу Мару. Потом крейсер бахнул по танкеру ещё одной торпедой, правда, мимо, и ушёл. А танкер, меж тем, дрефовал, но никак не тонул. Первый помощник Ревинкель чуть ли не пинками загнал экипаж обратно на судно - большинство матросов были китайцами и не горели желанием идти на посудину, которая может вот-вот пойти ко дну. Но танкеры вообще суда живучие, а этот, видимо, и построен был неплохо. Пожары потушили, крен выправили затоплением отсеков, и Ондина потихоньку поплелась в австралийский порт Фримантл. Ревинкель пытался связать с портом, потому что у него на борту были раненые в тяжёлом состоянии, но танкер считали погибшим и восприняли вызов как японскую радиоигру. Запрос о местоположении уже голландец воспринял как ловушку и продолжил ползти к берегу, пока его не обнаружила австралийская Каталина и не отправила навстречу госпитальное судно. После этого Ондина, которую уже считали лежащей на дне, благополучно пришла во Фримантл, где встала на ремонт.
Япония,страны,Вторая мировая война,World War II, The Second World War,Cat_Cat,интернет,Истории,Военно-морской флот

Всего в этом бою голландско-британский конвой потерял 5 человек убитыми, у японцев же на Хококу Мару погибло 76 человек, включая капитана Имазато, ушедшего на дно с кораблём. Гораздо серьёзнее были последствия от впечатлений, которые произвёл этот бой на командование японского флота. Действия рейдеров были сочтены неудачными и свёрнуты - уже существовал дефицит быстроходных транспортов, и они нужны были на Тихом океане. Так что Айкоку Мару вернулся к своему изначальному предназначению и благополучно погиб в 1944 году в районе островов Трук. А вот Бенгал и Ондина вновь вошли в строй и пережили войну. Шлюп получил более мощное вооружение и прослужил уже в флоте независимой Индии до 1960 года, а Ондина была отправлена на слом годом ранее.

Вот так вот оптимистичные планы японского флота по нарушению судоходства в Индийском океане жёстко обломались об удачный выстрел с одного из двух небольших, но смелых кораблей.

___________________________________________

Автор: Роман Воронов


Источник: joyreactor.cc
К списку статей
Опубликовано: 07.07.2021 11:46:03
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Япония

Страны

Вторая мировая война

Cat_cat

Интернет

Story

Военно-морской флот

Последние комментарии

© 2006-2024, ebanoeit.ru