Ну чё, котаны, техногенка?
Давеча наткнулся на один интересный и поучительный сюжет и спешу
поделиться с вами.
...Утром 3 марта 1991 года Boeing 737-291 авиакомпании United
Airlines заходил на посадку на ВПП 35 аэропорта Колорадо-Спрингс.
Снижение шло штатно, но ВНЕЗАПНО в 09:43 рутинные переговоры
пилотов с вышкой были прерваны возгласом правака Oh, God!.Самолёт
перевернулся вверх тормашками и, менее чем через десять секунд, под
ругань и оханья пилотов рухнул вниз. Из двадцати пяти человек,
находившихся на борту, не выжил никто: самолёт врезался в землю
почти вертикально, шансов у них просто не было. Провозившись
порядка полутора лет, комиссия так и не смогла установить причины
крушения редкий случай в истории NTSB. Конец первого акта.
Занавес.
Вечером 8 сентября 1994 года Boeing 737-3B7 авиакомпании USAir
заходил на посадку в аэропорту Питтсбурга. В 19:02 повторилась
описанная выше ситуация: крики Oh shit!, What the hell is this?,
переворот, удар о землю через полминуты. На борту было 132
человека, не уцелел никто, самолёт уничтожен практически полностью.
Причины аварии: хз. Конец второго акта.
Спустя ещё пару лет проклятие 737-го настигает Boeing 737-2H5
авиакомпании Eastwind Airlines на подлёте к Ричмонду. В десять
вечера 9 июня 1996 года, во время захода на посадку, у самолёта
внезапно отклонился руль направления в правое крайнее положение,
вследствие чего он накренился вправо на 90 градусов. В этот раз
повезло, через несколько секунд управление ожило, и пилотам удалось
благополучно сесть в аэропорту Ричмонд. Один пассажир был ранен,
куча штанов безнадёжно испачкана, но никто не погиб. И, что важно,
в распоряжении следователей, наконец, оказался целый самолёт и
живые свидетели, а не оплавленные обломки металла и ошмётки тел,
как в предыдущих случаях. Дальнейшее было делом техники. Самолёт
прогнали через все мыслимые и немыслимые тесты, пилотов через кучу
интервью, и 24 марта 1999 года NTSB выпустило отчёт о причинах
крушения USAirовского 737-3B7 (окончательный отчёт о крушении
737-291 United Airlines опубликовали ещё через два года).
Причиной обеих катастроф (и одного происшествия) стали просчёты при
проектировании гидравлики, а точнее двойного сервоклапана в
гидроприводе руля. При определённом стечении обстоятельств этот
клапан заклинивает, разворачивая руль управления в направлении,
противоположном командам пилота. По итогам расследования FAA
предписало произвести замену сервоклапанов на всех 737-х, а также
разработать и внедрить новые протоколы обучения для пилотов,
предусматривающие подобную ситуацию.
Остаётся открытым вопрос: сколько бы ещё успело разбиться
самолётов, если бы не счастливая звезда иствиндовского 737-2H5?
Ведь Boeing 737 самый массовый коммерческий реактивный самолёт в
мире, а до предписания о замене сервоклапанов каждый из них мог
внезапно усмехнуться вдребезги в бугорок обетованной земли. С
учётом же особенностей таких катастроф (на полной скорости
вертикально вниз), а также неочевидности самой неисправности
(клапан-то цел, а что заклинил поди установи, просеивая обгоревшие
обломки) причину можно было бы искать ещё очень долго.
Берегите себя и до новых встреч!
_______________________________________________________________________________
Автор: Даниил Ли