Раньше было лучше? Не всегда и не во всем. Но поставим вопрос по другому. Были ли наши предки лучше нас? Да. Они выигрывали мировые войны, обрабатывали землю и строили индустрию, поднимали науку, создавали культуру Высокого духа. Ими правили сильные лидеры. Стальная гвардия, испытанная в боях. Куда делась она? И почему ей на смену пришла банда маньяков, помешанных на личном комфорте?О, эти уже не способны ничего создать. В их командном зачете одни лишь поражения. Элита или простой народ - они достойны друг друга! Когда уже цунами истории сметет этот гребаный балаган?
Ответы на эти вопросы есть и они вполне научны. Их дал один из
многочисленных наших Учителей с Востока, от которых европейская
цивилизация взяла столь много. Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад
аль-Хадрами. В миру - просто Ибн Халдун. Он жил в XIV веке,
занимался дипломатией и юриспруденцией. Поездил по миру -
путешествовал от Испании до Сирии и осел в Египте, став верховным
судьей при дворе султана.
Спектр научных интересов Ибн Халдуна был поистине широк, но нас
интересует его концепция социальной динамики. Вкратце, суть ее
следующая - сильные люди создают хорошие времена, хорошие времена
создают слабых людей, слабые люди создают трудные времена. И так по
кругу. Он никогда не остановится! Но давайте перейдем к
деталям.
Центровое понятие в концепции Ибн Халдуна - асабийя. Переводить его
на русский можно по разному. "Сила духа", "Нравственная сила",
"Убежденность в своей правоте" или даже "Пассионарность". Но лучше
всего здесь подойдет сплоченность. И сплоченность воинственная.
По Ибн Халдуну, группировка, народ или партия, которые берут власть
в государстве это всегда серьезные ребята при оружии, привычные к
суровой жизни. Они не боятся насилия, часто спаяны родственными и
иными связями, имущественное расслоение среди них не так велико.
Поэтому уровень их асабийи на максимуме. В качестве примера групп с
высокой асабийей Ибн Халдун часто приводил кочевых бедуинов, но
сюда явно можно прибавить и современных ему монголов, и
тюрко-монгольскую династию Тимуридов.
Едем дальше. За приходом к власти группы с высокой асабийей
неизбежно следует период внутренней борьбы. Эгалитарность отброшена
- теперь явно выделяется правящая элита во главе с единоличным
лидером. Лидер активно прессует даже своих бывших соратников и
зачищает поляну. Он устанавливает новую иерархию, создает свод
законов. Плодит бюрократов и многочисленных "силовиков" для охраны
трона.
Итак, новые правила общежития установлены. В государстве наступает
порядок, "хорошие времена". Экономика растет, плебс исправно пашет
на новую элиту, создавая продукт. Власть правителя вроде бы и
утверждена, но ее надо поддерживать. Каким образом? Вести
масштабные войны, что-то захватывать, утверждать славу трона силой
оружия...Нет, это уже не вариант. Правитель и его приспешники уже
привыкли к комфорту дворцовой жизни, да и народ хочет чтобы была
"стабильность".
Остается наращивать потребление. В случае правящей элиты -
потребление престижное. Это предметы роскоши. Самые четкие дворцы,
самые упитанные верблюды и самые жирные угодья должны принадлежать
Верховному падишаху. Роскошь должна быть вызывающей - иначе низы не
поймут. Но низовая бюрократия, видя что падишаху можно, тоже
стремится не отставать. Нарастающий вал престижного потребления
требует уже откровенно pizdit деньги из казны и сокращать жизненно
важные статьи бюджета.
Главной мотивацией всего госаппарата становится единственный
императив - "Оставить все как есть и ничего не менять" ("разумный
консерватизм"). Верховный правитель становится все более
сумасшедшим маньяком. Потеря власти означает для него потерю
роскоши, собственности. А на это пойти нельзя. Падишах наращивает
армию силовиков, которые служат уже не за идею, а исключительно за
bablo. Для устрашения врагов постоянно бряцает оружием, устраивает
парады, смотры, воинские праздники, формирует новые части.
Начинаются бесконечные и бесполезные стройки - перекладывание
плитки во дворце, даже строительство новых городов, храмов,
монументальных сооружений. Ближайшие соратники одариваются все
новыми потоками babla. Это должно продемонстрировать силу
увядающего Патриарха.
Разумеется, в реальности такая политика приводит только к
экономическому упадку государства. Рано или поздно оно издыхает под
натиском внешних врагов и/или проходит через внутренний коллапс.
Старую элиту вешают на городских воротах и к власти приходит новая,
еще не развращенная роскошью, с высоким уровнем асабийи. Круг
замкнулся.
Таким образом, вывод. Правящая группа, достигнув монопольной
власти, начинает интенсивно наращивать свой уровень потребления.
Так как бюрократия может разрастаться, фактически, бесконечно, а
ресурсы конечны, то несменяемая власть неизбежно приводит страну к
экономическому краху и неспособности адекватно реагировать на
вызовы времени.
Концепцию Ибн Халдуна, конечно, не стоит абсолютизировать. Она
вполне применима для условий его времени, под которое и
создавалась. Сейчас уже можно сказать что она слабо применима к
демократическим государствам. Но до сих пор неплохо работает
применительно к авторитарным. Так не расстраивайтесь, друзья!
Искупление обязательно придет.
______________________________________________________
Автор: Саня Любомирский
24 ноября 2021